Maria (mas_on) wrote,
Maria
mas_on

  • Music:

Киев

Я какой-то неправильный турист, не была ни в кремлевских музеях, ни в Эрмитаже, ни, вот теперь, в Киево-Печерской Лавре. До середины Днепра тоже не долетела. За три дня посетила всего два музея, которые оказались по пути, на Андреевском спуске: булгаковский и Музей одной улицы.


[музеи]Первый очень понравился. Дом, в котором Булгаков жил в детстве и потом описывал в "Белой гвардии", - семь комнат, из них пять жилых, и десять детей на одну женщину. Экспозиция строится на дополнении реальности - реальных вещей Булгаковых, сохраненных родственниками в то время, пока в доме была коммунальная квартира, вещами, описанными в романе. Отличная идея, по-моему, особенно в условиях отсутствия большой коллекции экспонатов. Белогвардейские вещи сделаны из гипса, даже цветок.

Вход в комнату Михаила (два окна - с видом на Подол, одно - на кирпичную стену соседнего дома, стимулирует) через шкаф и сон Алексея в зеркале - тоже довольно оригинально, но впечатляет уже меньше.
Записки на печке - хорошо.

Экскурсия могла бы быть и поинтереснее, но я попала в группу с детьми и их родителями, которые, как я поняла, ни "Белой гвардии", ни "Собачьего сердца" не читали. Аллюзии в количестве пропадают. И интерес, соответственно. Я, конечно, тоже из "Белой гвардии" мало что помню, но хоть профессора Преображенского, прототипом которого оказался дядя Булгакова, знаю ))


Музей одной улицы, Андреевского спуска, наверное, тоже надо было посещать с экскурсоводом. Или, может быть, тупо никуда не спеша (подумав, склоняюсь к этому мнению). Потому что много незнакомых фамилий и информации о них, сложно запомнить и связать. Но кое-что запомнилось. Например, про поговорку "что упало, то пропало" - она появилась из реального закона о конфискации вещей, которые падали с телег, ехавших в Верхний город. Еще забавна переписка в эпиграммах А.Н. Муравьев vs А.С. Пушкин. Что радует, после они подружились.

Виды там стоящие - неудивительно, что вновь прибывшие состоятельные люди считали эту улицу очень подходящей в качестве места жительства.
Какими соображениями руководствовались владельцы публичных домов, неизвестно, но они успели раньше. Развернулась борьба за нравственность, в ходе которой составлялись, в частности, более прогрессивные правила содержания борделей.

А, еще на этой улице жил местный Шлиман. Человек, раскопавший Золотые ворота. Кондрат Лохвицкий.
Теперь они построены заново. Технология, конечно, внушает сомнения. Плоских римско-византийских кирпичей в новой конструкции больно уж мало. Сравнение с константинопольским исходником не в пользу Киева явно. Мрамор все-таки подолговечней кирпичей будет.



До и после.

Василий Ян тоже упоминался, но не поняла, жил он тут или просто пришелся к слову.

Там же попала на выставку посмертных масок. Не очень понимаю смысл, зато все в порядке с этим делом, очевидно, было у всяческих декадентов и романтиков Серебряного века. В комментариях к выставленным объектам пишут, что маска юной утопленницы в Сене была чуть ли не в каждом уважающем себя салоне. Memento mori типа. Не сморщенного Вольтера же для этой цели держать, логично.


[не музеи]Как обычно, ходила везде пешком. Метро пользовалась только три раза: один - из-за дождя (а у меня техника в рюкзаке), а два - потому что нужно было на окраину и обратно.
На этой окраине, кстати, дубово-сосновый лес и пруды с черепахами! Мне, правда, они почему-то не показались. Как вариант - потому что долго до них шла. Все тянуло свернуть в противоположную сторону, несмотря на карту. Довольно далеко утянуло, пришлось возвращаться и пользоваться общественным транспортом.

Эта напасть, надо сказать, накрывала меня неоднократно. Началось прямо с вокзала. Черт кого-то дернул упомянуть, что в Киеве два вокзала, Северный и Южный, между которыми есть подземный и надземный переходы )) Конечно же, я зашла в метро, сфотографировала там карту и решила, что мне на соседний. Конечно же, на карте явно видно, что метро находится на нужном мне вокзале. В общем, это помутнение рассудка оправдывает только утро после поезда.

На все основное цветение я тоже опоздала. И каштаны, и сирень, и магнолии уже отцвели. Только липы остались. Киев - натурально город каштанов и лип. И кофеен. Не только стационарных, но и передвижных. Влияние Туреччины, что ли. Неужели в Вене еще больше?
Кстати, слово "Туреччина" - забавное. Сразу вспоминаются благородные пираты-запорожцы. Раньше ходили на города, а теперь - на пляжи.
Вообще язык очень красивый. В очереди перед концертом две девушки так разговаривали, что когда замолчали, хотелось попросить поговорить еще. Удивительно мягко. Благодаря Шолохову некоторые слова даже понятны.
Ругательства в нем звучат совершенно инородно, но судя по всему, мои эстетические ощущения не совпадают с некоторым количеством чужих. Что ж.


Так и не поняла толком, как все это выглядело в Средние века. Наверное, надо было подняться на какую-нибудь из обзорных площадок. Наверное, еще поднимусь.
Понравился памятник княгине Ольге. Белый. Рядом Андрей Первозванный, Кирилл и Мефодий. А Владимира нет.
Тот случай, когда этнические противоречия (варяги, поляне, греки и прочие древляне) ассимилируются суперэтническим полем.
Как-то на уроке истории в 10 классе учительница спрашивала, откуда появлялись легенды типа призвания варягов. Я тогда не понимала - ну, легенда и легенда. Что Кий, Щек и Хорив, что Рюрик, Синеус и Трувор.
Хм. Опять все придумано до нас: "Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева" (с) Wiki.
В Киеве есть улица Хорива. Интересно, есть ли в Новгороде улица Рюрика?


А вообще, приходилось напрягаться, чтобы удержать в сознании эти самые Средние века. Слишком он... не современный, а такой... живой, здесь и сейчас.

Например, на месте городской стены теперь сквер с детскими и не только арт-объектами - Пейзажная аллея. Большинство объектов покрыты мозаикой - это уже производит впечатление. Особенно в дождь - мозаика блестит. Тут живет печальная черепаха, которую зачем-то нагрузили качелью, скарабей и паук, Маленький Принц и слонопотам, поливающий из хобота девочку на спине. Тут есть толстые кольца, выливающиеся из кранов, как дым из курильщиков-эстетов, целый уголок Алисы с возможностью осмотреть внутренний мир Чеширского кота, другие коты длиной с пассажирский вагон, птенцы пингвинов и зайцев, глотающие желающих передохнуть на скамейке. Ну отлично же! А еще есть бетонный луч прожектора и человек с большой каплей на поднятом вверх лице. Под дождем он был очень органичен - просто прохожий остановился и собирает падающие маленькие капли в одну большую. Если б налегке, тоже бы постояла...

Сейчас смотрю чужие фотографии - не все интересное видела при том.


Задумалась, как бы назвать киевский архитектурный стиль. Кроме барокко ничего в голову не лезет, но это же не то, я же вроде как не люблю барокко ) Пусть будет праздничный.

Конечно, не все, заслуживающее внимания, укладывается в эту формулировку. Дом с химерами, допустим, - явный модерн.
Кстати, когда он мне первый раз встретился в комментариях к какому-то вопросу (а ответ был связан с Нотр-Дамом), я представляла что-то более экзотичное. Нет, тут все строго, просто на крышу вылезли погреться обитатели сознания архитектора. Необычно, но не более того. Хотя из сквера серые фигуры над зеленью на фоне неба смотрятся.

Похож на Ярославль (дома), на Владимир (горки), немного на Москву (столица все-таки), немного сам на себя )) В общем, такой самобытный южный, раз может себе позволить открытые балкончики и субтропическую растительность, город.
Tags: впечатления, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments